Олег КирьяновВ Кёнчжу, где 29 октября прошли ключевые встречи саммита АТЭС, состоялось важнейшее событие в экономических отношениях Сеула и Вашингтона. По итогам американо-корейского саммита стороны, вопреки ожиданиям и собственным предварительным заявлениям, объявили о достижении соглашения по масштабному инвестиционно-тарифному пакету. Общий объем запланированных вложений составит 350 миллиардов долларов, а взаимные тарифы закреплены на уровне 15 процентов. Таким образом, переговоры, продолжавшиеся почти пять месяцев, завершились компромиссом, который, по словам южнокорейской стороны, не стал результатом односторонних уступок.
Деньги, лимиты и структура сделки
Как пояснил глава Политического управления администрации президента Республики Корея Ким Ён Бом, из общей суммы 350 миллиардов долларов примерно 200 миллиардов будут внесены в виде денежных инвестиций, а ещё 150 миллиардов — в рамках судостроительного сотрудничества и финансовых гарантий, известного как «проект Масуга». При этом установлен жёсткий годовой лимит: не более 20 миллиардов долларов в год, что, по словам корейских официальных лиц, позволит избежать перегрева валютного рынка и поддерживать стабильность курса воны.
Южнокорейская сторона добилась также права при необходимости отсрочивать взносы или корректировать их объём, если на валютном рынке возникнет волатильность. Таким образом, Сеул фактически получил возможность регулировать темпы инвестиций в зависимости от экономической конъюнктуры, не нарушая общих обязательств.
«Коммерческая рациональность» и защита от рисков
Ключевым элементом соглашения стали механизмы защиты инвестиций. В текст меморандума будет внесено положение о том, что финансироваться могут лишь проекты, обладающие «коммерческой рациональностью». Для отбора и мониторинга будет создан совместный инвестиционный комитет и консультативная комиссия, которые смогут блокировать вложения в экономически сомнительные инициативы.
Кроме того, по согласованию сторон создаётся «зонтичная» структура специальных компаний (SPC), в рамках которой убытки одного проекта смогут компенсироваться прибылью другого. По замыслу Сеула, такая схема минимизирует совокупные риски и делает южнокорейские вложения менее уязвимыми.
До полного возврата основной суммы и процентов прибыль от совместных проектов будет делиться поровну — 50 на 50. Если же в течение двадцати лет возврат не будет завершён, условия распределения доходов могут быть пересмотрены.
Американская сторона, в свою очередь, настаивает, чтобы после погашения инвестиций прибыль делилась в соотношении 9 к 1 в пользу США, и, по данным источников, это положение имеет высокие шансы на включение в финальный документ, однако пока это только проект.
Новые тарифные правила
Одним из центральных пунктов соглашения стало закрепление взаимных тарифов на уровне 15 процентов. Этот параметр был предварительно согласован ещё летом, однако теперь получил официальный статус. Для Сеула особенно значимо то, что автомобильные пошлины США для южнокорейских производителей будут снижены с 25 до 15 процентов.
Ряд отраслей получит преференциальные или нулевые ставки. Так, фармацевтическая и деревообрабатывающая продукция получат режим наибольшего благоприятствования, а авиадетали, дженерики и природные ресурсы, не добываемые в США, — освобождаются от пошлин.
Особое внимание уделено полупроводникам: Южная Корея добилась, чтобы для её производителей условия были не хуже, чем для Тайваня, одного из ключевых конкурентов на этом рынке.
Не менее важным для Сеула стало и то, что сельскохозяйственный сектор — включая рис и говядину — останется защищённым. Южная Корея отказалась от дополнительного открытия рынка и ограничилась мерами по улучшению санитарно-карантинных процедур.
Законодательные и процедурные шаги
Для запуска инвестиционного фонда потребуется принятие специального закона. Как пояснил представитель администрации президента РК, после внесения законопроекта в Национальное собрание тарифное снижение будет применено задним числом — с первого дня того месяца, когда документ поступит в парламент.
Что касается вопросов безопасности, то их проработка продолжается: подготовка итогового «факт-листа» займёт ещё два-три дня, но текст торгового меморандума уже практически согласован. После подписания министров промышленности двух стран начнётся процесс законодательного утверждения.
«Баланс арифметики и политики»
Южнокорейские аналитики отмечают, что итоговая структура соглашения напоминает пакетную сделку США и Японии на 550 миллиардов долларов, но содержит больше защитных элементов с точки зрения Кореи. Для Сеула это попытка совместить политическое сближение с прагматичным контролем рисков.
Среди ключевых выгод эксперты называют стабильность тарифного режима, допуск корейских компаний к американским проектам и сохранение валютного баланса. Опасения вызывает лишь пункт о перераспределении прибыли после возврата инвестиций, однако, как отмечают чиновники, основная фаза вложений защищена равным делением доходов, что снижает потенциальные потери.
Итоги и оценки
Эксперты отмечают, что в результате переговоров США пошли на несколько важных уступок — согласились на поэтапные инвестиции с лимитом $20 млрд в год, снизили пошлины и допустили механизм совместного контроля за инвестициями. Для Вашингтона это редкий случай, когда партнёр получает равные права в принятии решений. Высока вероятность, что на поведение Вашингтона повлияли куда более важные переговоры, которые предстоят завтра. 30 октября Дональд Трамп должен обсудить с лидером КНР Си Цзиньпинем их «мегасделку». В этой связи возможно, что США накануне этого попытались некоторыми уступками перетащить на свою сторону Южную Корею или как минимум решили не отталкивать Сеул в объятия Пекина.
Однако уступки не односторонние. США сохраняют преимущество в долгосрочной перспективе, поскольку обсуждаемая формула 9:1 в распределении прибыли, если будет утверждена позже, позволит им получить большую долю дохода после того, как основные риски уже будут сняты.
Для Сеула же нынешний результат — это баланс между защитой национальных интересов и сохранением альянса. Южная Корея добилась равных условий на начальном этапе и зафиксировала принцип «коммерческой рациональности», ограничив возможные политические давления. В краткосрочной перспективе соглашение выглядит как дипломатическая победа Сеула, а в долгосрочной — как взвешенный компромисс, где обе стороны сумели сохранить лицо и выгоду.
Таким образом, завершенные в Кёнчжу переговоры стали одним из самых значимых экономических соглашений последнего десятилетия. Они показали, что в отношениях США и Южной Кореи наступает новая фаза — прагматичная, взаимно регулируемая и лишённая избыточного идеологического давления.
