Мы привыкли считать, что залог ясной памяти в старости – это здоровый образ жизни: правильное питание, контроль давления и холестерина, физическая активность. Однако новое масштабное исследование финских ученых показывает, что есть фактор куда более мощный, и закладывается он еще в юности. Этим «щитом» для мозга оказалось высшее образование.
Образование против холестерина: неожиданный результат
Ученые из Финляндии проанализировали данные людей, достигших впечатляющего возраста — 90 лет и старше. Результаты оказались поразительными: уровень образования напрямую коррелировал с остротой ума и качеством памяти.
Те, кто учился более 12 лет (что соответствует получению высшего или специального образования), справлялись с когнитивными тестами значительно лучше своих сверстников.
Даже 7–11 лет формального обучения давали ощутимое преимущество по сравнению с теми, кто учился меньше.
Но самое интересное в другом. Привычные факторы риска, такие как высокое давление, повышенный холестерин или лишний вес, измеренные еще в среднем возрасте, практически не сказались на умственных способностях девяностолетних людей с хорошим образованием. Образование выступило в роли мощного защитного буфера, который нивелировал вред от других негативных факторов.
Что такое «когнитивный резерв»?
Как это работает? Ученые объясняют этот феномен концепцией «когнитивного резерва». Представьте, что мозг — это мышца. Чем дольше и усерднее вы ее тренируете в молодости, тем мощнее она становится.
Образование — это интенсивная тренировка для мозга. В процессе обучения мы строим огромное количество новых нейронных связей, учимся анализировать, запоминать и решать сложные задачи. Этот накопленный «запас прочности» и есть когнитивный резерв.
С возрастом мозг неизбежно претерпевает изменения, некоторые нейронные пути могут ослабевать. Но если у него есть богатый резерв, он находит обходные пути, компенсирует повреждения и продолжает эффективно работать. По сути, образование — это дополнительный ресурс, который человек проносит с собой через всю жизнь.
Исследование длиною в полвека
Доверия работе финских ученых добавляет ее уникальный масштаб. Выводы основаны на данных исследования близнецов, которое стартовало еще в 1975 году и продолжалось почти 50 лет. Это позволило отследить состояние здоровья и когнитивные функции участников на протяжении десятилетий. Финальные тесты проводились с помощью телефонных интервью в рамках проекта NONAGINTA, специально посвященного изучению здоровья и памяти у девяностолетних.
Главный вывод: учиться никогда не поздно
Результаты этого исследования вдохновляют. Они говорят не только о пользе школьного аттестата или университетского диплома, полученных много лет назад. Они подчеркивают невероятную ценность обучения как процесса.
Чтение сложных книг, изучение иностранных языков, освоение нового хобби или навыка, решение головоломок — любая деятельность, которая заставляет мозг активно работать и создавать новые нейронные связи, является инвестицией в ваше будущее. Это вклад в тот самый когнитивный резерв, который однажды поможет сохранить ясность ума и радость жизни даже в самом преклонном возрасте.
