Politico: Киев столкнется с препятствиями в сделке по покупке истребителей у ФранцииИван СысоевВсего день прошел с тех пор, как Киев и Париж объявили об «историческом» соглашении о поставках ста истребителей «Рафаль» на Украину. И уже выясняется, что масштабная сделка на самом деле является иллюзией.
«Хотя договоренность — которая пока не является контрактом — посылает сигнал о поддержке Европы, впереди еще предстоит преодолеть финансовые, логистические и промышленные препятствия», — пишет издание Politico.
Планы Евросоюза создать «стального дикобраза» из Украины по крайней мере в воздушной сфере явно несбыточны. В европейских кабинетах Зеленскому постоянно обещают самые современные самолеты. По факту же дают лишь старье, да и то в единичных экземплярах.
Достоверно известно, что к началу этого года на Украину был поставлен 51 самолет. Это советские МиГ-29, Су-25, а также французский «Мираж», производство которого начато в 70-х годах, F-16 — тоже разработка тех лет. «Рафаль», кстати, тоже не современная разработка. Свой первый полет он совершил в 1986 году, а на вооружение ВВС Франци принят в 2006-м.
Заявлений о поставках новых самолетов много. То Швеция собирается поставить от 100 до 500 истребителей Gripen E производства Saab. Притом что первые из этих самолетов попали в ВВС Швеции лишь в октябре этого года. То Дания и Нидерланды обещают десятки F-16. В этом ключе вспоминается история с Бельгией. Еще два года назад в Брюсселе заявили, что Киев «точно получит самолеты». Но сделали иезуитскую оговорку: решение должно принимать уже следующее правительство. В итоге самолетов украинцы так и не увидели. Лишь месяц назад Бельгия вновь сказала, что «обещанные самолеты все-таки будут поставлены». Не уточнив — когда.
Большой вопрос, кто будет летать на всех этих обещанных самолетах. Управлять ими нужно учиться, а это тоже деньги. «Щедрые» европейцы, готовые отдать старые машины по сходной цене, бесплатно учить не хотят. А еще самолеты надо обслуживать и ремонтировать. И тоже за деньги.
Более того, вопрос в том, может ли Украина вообще позволить себе истребители. «Киев сталкивается с надвигающимся финансовым кризисом, и на данном этапе неясно, сможет ли он оплатить покупку самолетов без внешней помощи», — пишет Politico.
Проблема и в том, что европейская промышленность вряд ли справится с крупным заказами для Украины. В мире немало и других желающих получить самолеты.
«Увеличение количества самолетов не является панацеей для Украины, — пишет издание Newsweek. — День, когда Украина сможет использовать эти самолеты в небе, отдаляется».
«Задержки и сложности в производстве истребителей — обычное дело, Украина присоединится к очереди клиентов, ожидающих свои «Рафали» и «Грипены», — указывает издание Business Insider. — Rомпания Dassault выпускает менее четырех самолетов «Рафаль» в месяц и в октябре заявила, что у нее уже имеется портфель заказов на 233 самолета для поставки». Например, Объединенные Арабские Эмираты все еще ждут свои 80 заказанных самолетов с 2021 года.
Тем не менее акции Dassault после объявления о еще несуществующем контракте резко выросли на 7,4 процента. Будут ли у Киева самолеты или нет — получившие выгоду уже имеются.
