Мы привыкли измерять богатство цифрами на банковском счете. Но настоящая пропасть между бедностью и достатком лежит не в кошельке, а в голове. Можно получать скромную зарплату и обладать мышлением миллионера, а можно сидеть на мешке денег и страдать от психологии нищеты.
Существует один безошибочный вербальный маркер, который выдает человека с «мышлением дефицита» с головой, независимо от его реального дохода. Это не жалоба на жизнь или зависть к чужому успеху. Это всего одна короткая, автоматическая фраза-реакция.
Эта фраза — «Это слишком дорого».
Фокус на цене, а не на ценности
Когда человек с мышлением дефицита сталкивается с чем-то новым — будь то товар, услуга, курс или путешествие — его первый и главный вопрос: «Сколько это стоит?». Услышав ответ, он выносит вердикт: «Дорого». На этом его мыслительный процесс заканчивается.
Человек с мышлением изобилия задает совершенно другие вопросы:
- «Какую ценность это мне принесет?»
- «Как это улучшит мою жизнь или мой бизнес?»
- «Какую проблему это решает?»
- «Стоит ли результат этих вложений?»
Разница колоссальна.
Как это проявляется в жизни
При покупке техники. Мышление дефицита: «Зачем платить за этот ноутбук 100 000, если можно купить похожий за 30 000? Это грабеж!». Мышление изобилия: «Этот ноутбук за 100 000 позволит мне работать в два раза быстрее, он не будет тормозить, и за год я заработаю с его помощью дополнительно 300 000. Это выгодная инвестиция».
При оплате образования. Мышление дефицита: «Платить 50 000 за какой-то курс? Я лучше найду бесплатную информацию в интернете». Мышление изобилия: «Этот курс сэкономит мне полгода самостоятельного поиска и ошибок. Мое время стоит дороже. К тому же, здесь я получу структурированные знания и обратную связь от эксперта».
При выборе отдыха. Мышление дефицита: «Эта поездка стоит слишком дорого, лучше останусь дома». Мышление изобилия: «Да, это стоит денег. Но те впечатления, перезагрузка и энергия, которые я получу, позволят мне потом работать продуктивнее и с большим удовольствием. Какую пользу я извлеку из этих трат?»
Почему «дорого» — это стоп-слово для мозга?
Фраза «это дорого» — это ментальный тупик. Она мгновенно блокирует креативность и поиск решений. Сказав ее, человек снимает с себя ответственность и закрывает дверь перед возможностью.
Противоположный подход — это вопрос «Как я могу себе это позволить?».
Этот вопрос, в свою очередь, запускает мыслительный процесс:
- Где я могу найти дополнительный доход?
- Какие ненужные траты я могу сократить?
- Могу ли я договориться о рассрочке?
- Какие навыки мне нужно развить, чтобы зарабатывать больше и легко позволять себе такие вещи?
Человек с мышлением дефицита видит в трате — потерю.
Человек с мышлением изобилия видит в трате — инвестицию или обмен (денег на ценность, время, эмоции).
Богатство начинается с лексикона
Это не значит, что нужно бездумно тратить деньги. По-настоящему богатые люди часто бывают невероятно бережливы. Но они экономят на пассивах (ненужных вещах), чтобы инвестировать в активы (здоровье, знания, опыт, инструменты для заработка).
Перестаньте думать о мире в категориях «дорого/дешево». Начните мыслить в категориях «ценно/бесполезно».
Прислушайтесь к тому, как вы и окружающие вас люди говорите о деньгах и возможностях. Реакция на ценник скажет о финансовом будущем человека больше, чем выписка с его банковского счета. Ведь то, что мы не можем позволить себе в мыслях, мы никогда не сможем получить в реальности.
