Вашингтон разрешил Сеулу строить атомную подлодкуОлег КирьяновЮжная Корея получила то, чего в Сеуле добивались три десятилетия: 30 октября президент США Дональд Трамп одобрил ей строительство атомной подводной лодки. Эксперты считают, что при наличии воли и денег Южная Корея получит собственную АПЛ и поставит ее на боевое дежурство за 7-10 лет.
Сообщение прозвучало спустя менее чем сутки после просьбы президента Ли Чжэ Мёна на полях мероприятий АТЭС в Кёнчжу. Трамп уточнил, что лодка будет строиться на судоверфях в Филадельфии, принадлежащих корейской Hanwha, и увязал решение с формулировкой о «как никогда сильном» союзническом взаимодействии. На этом фоне он же анонсировал крупный пакет экономических договоренностей — от снижения тарифов до масштабных корейских инвестиций и закупок американских энергоносителей.
Лодка — для Кореи, но на верфи в США
В серии публикаций в своей соцсети Truth Social Трамп отметил, что «дал разрешение» Сеулу строить не «устаревшие и менее маневренные» дизель-электрические лодки, а атомную. Отдельно он указал, что сборка будет в США — на филадельфийских верфях, и пообещал «великое возвращение» американского судостроения. По словам Трампа, помимо оборонной части достигнуты договоренности, согласно которым Корея «заплатит 350 млрд долларов в обмен на снижение тарифов», а общий объем инвестиций корейского бизнеса в США «превысит 600 млрд долларов». Также он заявил о договоренностях по «массовым» закупкам американской нефти и газа.
Ли Чжэ Мён лично попросил…
Накануне, 29 октября, во время расширенной встречи лидеров в Кёнчжу Ли Чжэ Мён прямо попросил американскую сторону принять политическое решение по ядерному топливу для будущей АПЛ. Он аргументировал это ограничениями дизель-электрических субмарин по продолжительности скрытного пребывания под водой и необходимостью эффективнее отслеживать подводную активность КНДР и Китая. Национальный советник по безопасности Ви Сон Лак сообщил, что Трамп согласился с тем, что «изменившаяся обстановка требует от Южной Кореи атомных подлодок», и предложил перейти к последующим консультациям. В Сеуле это восприняли как подтверждение активной поддержки со стороны Вашингтона стратегической повестки модернизации альянса.
Придется менять соглашения
Фактический запуск проекта потребует корректировок действующего американо-корейского соглашения о мирном атоме. Его редакция 2015 года допускает переработку отработанного топлива и обогащение урана ниже 20% только для исследовательских целей. Для атомной субмарины Сеулу нужно обеспечить доступ к соответствующему ядерному топливу — и именно здесь политический «зеленый свет» со стороны США способен придать переговорному процессу ускорение. Ранее, даже когда в Сеуле закладывали планы по АПЛ, проект упирался в ограничения на топливо и чувствительные технологии.
Филадельфия как символ «двойного выигрыша»
Выбор площадки — американские верфи в Филадельфии, приобретенные Hanwha, — несет двойной смысл. Для США это — обещание реанимации судостроения, причем с опорой на корейскую компетенцию в военно-морской технике. Для Сеула — возможность быстрее пройти производственную «горку», опираясь на уже существующую инфраструктуру, и параллельно институционализировать разделение труда в оборонной кооперации. В Сеуле подчеркивают, что при наличии топлива и финансирования доведение проекта до боевой готовности оценивается в горизонте 7-10 лет.
«Прецедент доверия»
Международные агентства подчеркивают чувствительность темы. По оценке AP, Вашингтон готов пойти на уровень технологического сотрудничества, который ранее не предусматривался даже с ближайшими союзниками в рамках AUKUS — например с Австралией: США десятилетиями оберегают ключевые компоненты атомной энергетики подлодок и крайне дозированно делятся ими. В этом свете политическое заявление Трампа выглядит шагом, указывающим на усиление роли Сеула в региональной архитектуре сдерживания одновременно по северокорейскому и китайскому трекам.
Деньги, тарифы и энергия: вопросы к арифметике и форме договоренностей
Помимо обороны, Трамп коснулся и финансов. Речь о 350 млрд долларов — это обнародованная им сумма «платежа» за снижение тарифов. Также он сложил в 600 млрд долларов предполагаемые инвестиции и закупки ресурсов. При этом Белый дом по линии разъяснительных материалов представил информацию о планируемых инвестициях и закупках, включая контракт Корейской газовой корпорации на поставки американского СПГ (порядка 3,3 млн тонн в год). Отдельных официальных документов именно о «массовых» закупках нефти и газа и их полной стоимости пока не опубликовано. Иными словами, экономический пакет очерчен политическими заявлениями и разрозненными соглашениями, но потребует дальнейшей конкретизации и юридического оформления.
Зачем Сеулу АПЛ?
Первое — подводное сдерживание. На фоне сообщений о работах Пхеньяна по собственным атомным субмаринам и наращивании китайской активности в акваториях региона Южной Корее нужен более «длинный» и скрытный инструмент в море. Второе — промышленная логика. Сборка в США и связка с Hanwha встраивают Сеул в перезапуск части американского ВПК, что политически усиливает непотопляемость корейских проектов в Вашингтоне. Третье — энергия и тарифы. Если заявленные суммы превратятся в юридически обязательные документы, это снизит для Кореи тарифные риски на американском рынке и диверсифицирует энергетический импорт, но увеличит экономическую связанность со США.
Риски и «узкие горлышки»
Даже при политическом согласии на уровне президентов предстоящие переговоры по ядерному топливу и технологиям останутся сложными. Американские ведомства уже указывают, что «идет политико-правовая оценка» — без детальной позиции. Любой формат доступа к топливу и технологиям будет структурироваться так, чтобы не создавать нежелательных прецедентов, и может включать многоступенчатые допуски и режим совместного контроля. Не исключены и внешние факторы: на треке с Китаем и в контексте внутриполитических дискуссий в США тема атомных подлодок для союзника наверняка станет предметом дополнительных согласований.
Что дальше
Ближайшая развилка — скорость и содержание консультаций по пересмотру соглашения о мирном атоме и параметрам топлива. Параллельно стороны, судя по заявлениям, сформируют новый механизм между советами нацбезопасности двух стран для кооперации в судостроении и оборонном производстве. В экономической части ключ к ясности — публикация юридически обязывающих документов по тарифам, инвестициям и закупкам энергоносителей. До тех пор озвученные суммы остаются ориентиром, а не итоговой сметой.
Фактический результат нынешнего обмена сигналами уже заметен: Вашингтон публично признал необходимость Сеулу атомных подлодок и связал их с программой «оживления» американского судостроения. Для Южной Кореи это шанс перевести многолетнюю мечту в практическую плоскость — и одновременно тест на способность быстро согласовать самый чувствительный элемент проекта: доступ к ядерному топливу и регуляторный каркас, который сделает политическое «да» реализуемым.
